Грайворонский район

Официальный сайт органов местного самоуправления

муниципального района «Грайворонский район» Белгородской области

 12 Сен 2008 12:00

Потребителя надо любить, нежить, холить и лелеять.

Потребителя надо любить, нежить, холить и лелеять.

И уж во всяком случае  - уважать. Ведь именно он является мотором в формуле «Торговля – двигатель прогресса». Без его заинтересованности, без его стремления к потреблению она не работает. Для Грайворонского района формула эта особенно актуальна. Ведь среди форм малого бизнеса, развивающихся у нас в районе, торговля занимает весомую долю. Наверное, сказывается богатое  купеческое прошлое Грайворонщины. Именно поэтому взаимоотношения «покупатель – продавец» требуют пристального внимания. И чем пристальнее к ним присматриваешься, тем больше портится настроение. Недобрым словом поминаешь времена всеобщего дефицита, приучившего нашего покупателя к всеядности, к погоне за ускользающим из рук товаром. Где уж там было задуматься о своих правах потребителя! И вот теперь, когда прилавки магазинов, что называется, ломятся от товаров и радуют нас своим количеством и разнообразием, срабатывает в нас инстинкт прошлого, берем с прилавков все, что нам предлагают. Не приучены мы грамотно выбирать товар. Да и глубоко внутри сидит убеждение во всеобщей порядочности, воспитанное пионерским детством и комсомольской юностью. И кое-кто научился этим пользоваться. Стоит только присмотреться к метаморфозам, произошедшим на прилавках торговых точек за последнее время.
Не кажется ли вам удивительным, что примерно около трети товаров на витринах не имеют ценников? Всякий раз приходится обращаться к продавцу с вопросом: «Это что у вас? Сколько стоит?». И выслушиваешь ответ, ничем документально не подтвержденный. Что же тогда говорить о выяснении срока годности товара? На упаковках фасованных продуктов еще можно что-то найти, если вы обладаете острым зрением и не совсем безграмотны в этом отношении. А вот выяснить его на продукты, отпускаемые на вес, вы можете только у продавца, попросив показать нам соответствующие документы. Сразу оговорюсь, предоставить вам их обязаны по первому требованию. Но ведь мы всегда так торопимся. И перед стоящими за вами в очереди людьми как-то неловко. Да и с советских времен живет в нас глубокая убежденность в том, что государство строго контролирует эти вопросы и в ответе перед нами за качество товара. А вот тут мы и подошли к самому главному. Нет, дорогие мои, никто, кроме нас с вами, сегодня не отвечает за качество попадающих на наш стол продуктов. Вот, разве Антон Привольнов поможет и подскажет, как вести себя с нерадивым предпринимателем.
После выхода Указа президента о поддержке малых форм бизнеса количество проверок торговых точек разными контролирующими организациями сведено к минимуму. И если раньше санитарная служба, отдел по правам потребителя и другие контролирующие органы самостоятельно организовывали плановые и внеплановые проверки, то отныне все подчинено строгому закону. Организовать внеплановую проверку можно только в том случае, если нарушение создает возможность угрозы жизни и здоровью потребителя. Понятно, что все это сделано в самых благородных целях содействия развитию малого и среднего бизнеса. И предприниматели наконец-то вздохнули, избавившись от тяжкого бремени поборов со стороны непорядочных представителей контролирующих органов.
Но кто  сказал, что среди предпринимателей сплошь и рядом люди порядочные, не спешащие воспользоваться покупательской беспечностью и некомпетентностью. Как-то не многие из них обратили внимание на слова президента о том, что в связи с упорядоченностью работы контролирующих и проверяющих органов, во много раз возрастает личная ответственность производителя и реализатора товара за его  качество и безопасность. Уж так мы устроены, что внимательно относимся к тому, что касается наших прав, а вот на словах об обязанностях как-то не очень задерживаемся. Поэтому и сложилась ситуация по Ильфу и Петрову: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Как тут не вспомнить о купеческих традициях грайворонцев, когда уговор ценился дороже денег, а честь и порядочность купца были весомее прибыли. Противопоставить непорядочности любителей половить рыбку в мутной воде сегодня - мы, покупатели, можем только свою потребительскую компетентность, знание своих прав и умение их применить. Следует помнить, что, покупая некачественный товар, мы несем ответственность за жизнь и здоровье наших  родных и близких. Поэтому стоит забыть о ложной скромности и в полной мере пользоваться правами, предоставленными потребителю законом. Сегодня только письменное обращение покупателя в отдел по правам потребителя при администрации района или в местное отделение Роспотребнадзора о нарушении тех или иных правил торговли может инициировать проверку той или иной торговой точки. Но, главное, нам самим следует активно пользоваться своими правами. Нет ценника на товар – требуйте накладную, требуйте сертификат качества, чтобы выяснить годность продукта. Помните, что это – не каприз, а ваше законное право и обязанность по отношению к вашим домашним. Старайтесь ликвидировать свою потребительскую безграмотность. Надо знать, что входит в стоимость товара. Например, его упаковка не должна оплачиваться покупателем, точно так же, как нить и клипсы на колбасных изделиях. Или то, что в стоимость глазированной замороженной рыбы входит только четыре процента веса льда от общего веса продукта. 
Обратитесь в отдел по правам потребителя при администрации района (ул. Комсомольская, 21, каб. № 212) к Татьяне Александровне Буковцовой, и она поможет решить ваши проблемы. Только обязательно сохраните чек на приобретенный товар: это ваш документ в борьбе за права потребителя. А если хотите серьезно познакомиться  со своими потребительскими правами, то сотрудники районной библиотеки имени А. С. Пушкина придут вам на помощь, подобрав соответствующую литературу.
Наше здоровье сегодня во многом зависит от того, насколько активно мы с вами будем пользоваться этими правами. Ваши письменные обращения вместе с предъявленным чеком на купленный товар в отдел по правам потребителя или в редакцию газеты «Родной край» позволят наказать нерадивого продавца и уберечь чье-то здоровье. Анонимность обращений мы гарантируем. А о недобросовестных предпринимателях по мере поступления  информации и после подтверждения отмеченных вами фактов будем писать в газете «Родной край», чтобы предостеречь читателей от контактов с нечистым на руку продавцом.

Дата публикации: 12.09.2008


Дата последнего изменения: 13 Окт 2017 02:02